Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ИГУ»)

Педагогический институт

Кафедра психологии и педагогики дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Направление подготовки: 44.03.01.

«Педагогическое образование»

Профиль: «Дошкольное образование»

Форма обучения: очная

 

 

 

 

Витязева Екатерина Вячеславовна

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Выпускная квалификационная работа бакалавра

 

 

 

 

 

Студент _________Е.В. Витязева Руководитель:

?

А.Г. Шумовская

Нормоконтролёр: ассистент

__________И.В. Михайлова

 

Работа защищена «____»_______________2016 г.

с оценкой____________________________

Протокол №______

 

Иркутск 2016

 

Содержание

Введение………………………………………………………….…

3

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста ……………..…..…

 

 

8

 

0.1. 1.1.

Сущность понятия «представление» в психолого-педагогической литературе………………

 

8

 

1.2.

Особенности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста…

 

13

 

1.3.

Методы, формы, средства формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста…………….………………….

 

 

16

Выводы по первой главе……………………………………………..

22

Глава 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ сТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО вОЗРАСТА..………

 

 

55

 

2.1.

Характеристика проектной деятельности в современной ДОО…………………………………….

59

 

2.2.

Комплекс проектов по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста ……………………………..…

 

 

60

Выводы по второй главе …………………………………………….

65

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………..

 

 

 

67

 

3.1.

Организация констатирующего этапа исследования.

67

 

3.2.

Организация формирующего этапа исследования….

69

 

3.3.

Результаты формирующего этапа исследования……

75

Выводы по третьей главе ……………………………………………

78

Заключение………………………………………………………..

80

Список литературы…………………………………………….

83

Приложение……..…………………………………………………

86

 

Введение

В настоящее время формирование представлений о труде взрослых является важным направлением социального и познавательного развития детей дошкольного возраста. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО [], и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Формирование представлений о труде взрослых является средством формирования системных знаний, а также значимым социально-эмоциональным средством приобщения к миру взрослых, приобретения детьми опыта общения с людьми. Дети дошкольного возраста получают возможность расширить и уточнить словарь и представления о труде взрослых. 

Актуальность проблемы формирования представлений о труде взрослых и их социальной значимости у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира.

В отечественной психолого-педагогической литературе существуют исследования, посвященные проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. В. И. Логинова определила пять уровней формирующегося знания детей дошкольного возраста о труде как явлении социальной действительности. Н. Н. Захаров выделил такие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с трудом взрослых, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям; сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения. Автор считает, что главным в формировании представлений о труде взрослых является формирование у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к профессиональному миру.

 

Данную проблему описывали педагоги и психологи такие как: Р. С. Буре, Л. С. Выготский, Н. С. Мишарина, Д. Б. Эльконин, Д. Б. Сергеев. В журналах «Дошкольное воспитание» представлены работы Г. А. Урунтаевой которые также посвящены данной проблеме. На сегодняшний день в практике работы дошкольных образовательных организаций уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию у дошкольников представлений о труде взрослых. Несмотря на актуальность нашего исследования, методические пособия и программы по формированию представлений о труде взрослых находятся в ограниченном количестве. Буре Р. С. разработала методическое пособие для педагогов как: «Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания». В данном пособии автор раскрыла основные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста, описала особенности организация труда, приемы обучения детей трудовым навыкам. Помимо перечисленного в пособии предложены рекомендации по работе с родителями; приведены примеры различных ситуаций взаимодействия педагога с детьми, способствующих развитию трудовых навыков. В другой своей работе «Учите детей трудиться» []. Буре Р. С. описала содержание и методику трудового воспитания детей дошкольного возраста, рассмотрела виды трудовой деятельности детей в городской и сельской местности, а также формы организации трудового воспитания в одновозрастных и разновозрастных группах. Приводится музыкальное приложение в помощь воспитателям по организации утренников на темы труда [].

Комарова Т. С. разработала программу «Трудовое воспитание в детскому саду». Данная программа раскрывает особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства. К программе подготовлены краткие методические рекомендации []. Учебно-методические пособия по данной теме разработали такие авторы как: Кондрашов В. П. «Внедрение дошкольников в мир профессий», в данном пособии представлена развивающая программа; Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»; Чумаченко С. «Знакомство детей с трудом хлебороба» []. Более конкретная постановка задач по формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста отмечается в программе «Детство». В целом же наиболее распространенные в практике ДОО программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе.

Существуют дидактические игры по формированию представлений детей о труде взрослых: «Отгадай профессию», «Что общего?», «Где чьё?», «Кто такой?», «Что делать?», «Путаница», «Что было – что будет?».

Недостаточность методических пособий не позволяет осуществить полноценную практическую работу по формированию представлений о труде взрослых. Поэтому существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на формирование представлений о труде взрослых и его социальной значимостью.

Одним из решений проблемы формирования представлений о труде у детей старшего дошкольного возраста мы считаем проектную деятельность, так как, во-первых, проект имеет ориентацию на получение знаний в процессе осуществления деятельности. Во-вторых, проект ориентирован на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях близких к реальной жизни. И, в-третьих, проект нацелен на получение конкретного продукта [Сазонова]. Использование проектной деятельности как одной из форм поисковой деятельности дает ребенку возможность проявить собственную исследовательскую активность и способствует развитию дошкольника как личности. Опыт такой деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Исследования по формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста через проектную деятельность мало представлены в научно-педагогической литературе, а также существует недостаточность методических пособий. Таким образом, обозначились следующие противоречия:
1) Осуществить процесс формирования представлений о труде взрослых достаточно трудно, так как в практике доо этой проблеме уделяют недостаточное внимание. Дети дошкольного возраста имеют ограниченную возможность наблюдения за трудом взрослых.

2) Следующим противоречием, которое не позволяет полноценно осуществить процесс формирование представлений о труде взрослых, в соответствии с теоретическими положениями педагогов-исследователей, является недостаточность методических пособий и программ. Представленные нами противоречия послужили обоснованием выбора темы исследования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного посредством проектной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Гипотеза: формирование представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности будет эффективным, если:

1) Будут учтены следующие педагогические условия..

2) Будет создана благоприятная развивающая предметно-пространственная среда

Задачи исследования:

1. Обосновать теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить проектную деятельность как средство формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

3. Организовать процесс формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическую основу составили:

системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.)

— личностно-ориентированный подход (и др.)

— основный положения теории трудового воспитания дошкольников (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, В. И. Глотова, Г. М. Киселева, М. В. Крулехт, Н. М. Крылова, В. И. Логинова, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Л. И. Сайгушева, М. М. Стрекаловская, Л. А. Таллер, Т. И. Тарабарина, С. Н. Теплюк, А. Д. Шатова и др.);

— теории о мире взрослых и его влиянии на развитие личности детей (Е. Б. Весна, О. В. Дыбина, А. Н. Дьяконова, С. А. Козлова, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.).

Для проверки выдвинутой нами гипотезы и решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, наблюдение, беседа, индукция, дедукция, методы качественного и количественного анализа результатов, эксперимент, обобщение.

Практическая значимость: разработан комплекс проектов, данные проекты будут полезна для формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

База исследования МБДОУ № 63 г. Иркутска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве .. человек.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего .. источников. В работе .. таблиц и .. рисунков.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1. Сущность понятия «представление» в психолого-педагогической литературе

 

Прежде чем формировать представления о труде у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности необходимо определить сущность понятия «представление» в психолого-педагогической литературе.

Формирование представлений о труде взрослых является важным направлением социального и познавательного развития детей дошкольного возраста, а средством формирования системных знаний. Дети дошкольного возраста получают возможность расширить и уточнить словарь и представления о труде взрослых. Актуальность проблемы формирования представлений о труде взрослых обусловлена тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира. Поэтому необходимо формировать представления о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

Итак, обратимся к понятию «представление». При анализе психолого-педагогической литературы мы выяснили, что понятие представления является достаточно широким, так как выдающиеся психологи и педагоги рассматривают его в разных проявлениях.

В толковом словаре С. И. Ожегова представление означает знание, понимание чего-нибудь []Толковый словарь Д. Н. Ушакова определяет представление как: 1) воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий, умственный образ предмета; 2) понимание чего-нибудь, знание о чем-нибудь, основанное на опыте []. Философский словарь рассматривает представление как форму индивидуального чувственного познания, имеющую своим результатом целостный образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств. Конструируется как основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с будущим []. В большом психологическом словаре даётся следующее определение: представление – наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или в воображении []. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике определяет представление как образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению. Представление – третья ступень сознания вслед за ощущением и восприятием []

Исходя из предложенных определений, можно сделать вывод, что словари и энциклопедии определяют «представление» как образ какого-либо предмета или явления, возникающего на основе прошлого опыта или благодаря воображению.

В. С. Мухина, Л. А. Венгер рассматривают понятие «представление» как наглядный образ предметов и явлений действительности, которые воздействуют на органы чувств []. Р. С. Немов рассматривает представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа, какого – либо объекта, события, явления. Л. Я. Карпенко дает следующее определение, представление – это образы предметов, сен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения.

 А. А. Люблинская в своём исследовании различает два вида представлений: единичные и общие. Единичные представления являются более конкретными, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения []. Слитность, бессистемность, неподвижность — именно так характеризуются особенности проявления представлений детей в раннем возрасте. Эти особенности представления можно заметить в разных видах деятельности дошкольника. Они характеризуют его память и воображение.

В своей работе Г. А. Урунтаева указывает, что мышление в дошкольном возрасте тоже опирается на представления. Оперируя образами и представлениями, мышление детей дошкольного возраста становится внеситуативным, расширяются границы познания. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформировавшимся только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос.
А.
А. Люблинская описала изменения, которые происходят в результате развития представлений на протяжении дошкольного детства. Во-первых, увеличивается объем сохраняемых представлений. Во-вторых, представления о предметах и явлениях у детей становятся все более осмысленными, четкими, дифференцированными. В-третьих, представления объединяются в системы, становятся связными. Растет подвижность сохраняемых образов. Дети могут использовать их в разных видах деятельности совершенно свободно. Представления дошкольников все больше подчиняются управлению, поскольку становятся более осмысленными.
Представления ребёнка обладают яркостью и эмоциональностью. Эти особенности можно объяснить тем, что ребенок верит в свои представления почти как в реальные явления. Постоянное возникновение образов помогает ребенку узнавать окружающий мир. В дошкольном детстве закладываются основные представления об окружающей действительности, что служит успешным условием для дальнейшего интеллектуально-познавательного развития ребенка []. Степень наглядных образов представлений может различаться. Она зависит, в-первую очередь, от степени исходных образов восприятия, а также от индивидуальных особенностей человека, его знаний и уровня развития познавательных способностей. Исключительная роль представления в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздается действительность тогда, когда ее непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями представление составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретических и практических задач. Однако представление не проникает в сущность предмета. Для развития и функционирования представления необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего представление не может быть выражено в речи и других видах знаковой активности человека (музыкальные звуки, рисование, выразительные движения и др.). Слово и знак позволяют углубить представление о действительности. В практике обучения представление, как правило, выступает в роли чувственной опоры при формировании понятий. Основные представления об окружающем мире, которые обеспечивают дальнейшее успешное умственное развитие ребенка, закладываются в дошкольном возрасте []. Образы представления отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчетливости, яркости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, от степени наглядных исходных образов   восприятия.

Л. А. Венгер и В. С. Мухина представили механизм развития представления у детей дошкольного возраста. Они отметили, что в дошкольном возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. Ребенок не ставит перед собой специальные задачи представить себе что-либо и не владеет необходимыми для этого действиями. Образы возникают в ходе игры, рисования, конструирования и в других видах деятельности [].

В. С. Мухина указывает, что в развитии представления важную роль играет память. Эта связь происходит через механизм ассоциации []. Таким образом, представления относятся к таким психолого – педагогическим понятиям, которые формируются в рамках чувственного познания. Они несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира, но и функцию познавательную, организации когнитивной сферы дошкольников в целом. Тем не менее, представления обладают самостоятельной ценностью, как наглядное, зрительное отражение мира. Носят осмысленный характер, обозначаются словом и означают менее глубокое знание, чем понятие.

При анализе литературы мы выяснили, что представления являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Г. А. Урунтаева указывает на то, что мышление детей дошкольного возраста опирается на представления. Мышления становится внеситуативным в результате оперирования образами и представлениями, вследствие чего расширяются границы познания.

В дошкольном возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. На протяжении всего дошкольного детства представления развиваются, претерпевают изменения. В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающей действительности, это служит успешным условием для дальнейшего интеллектуально-познавательного развития ребенка.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что представление – это образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению [].

 

0.2. Характеристика представления о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

 

Определив, что такое представление, в данном параграфе мы установим особенности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте появляются новые психические образования. Психические функции (воображение, внимание, память, восприятие и др.) приобретают произвольность. Это позволяет детям старшего дошкольного возраста управлять своим поведением. Они обладают все большими психическими и физическими возможностями. На этом возрастном периоде  формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно – практическая, а также ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям.

В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, труде взрослых, которые обеспечивают успешное развитие ребёнка и подготовку его к самостоятельной жизни. В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленных знаний, опыта детей ставится задача по формированию у детей системных представлений о значимости труда взрослых, как часть задач трудового воспитания. Представление о труде – это образ труда и трудовых действий, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или в воображении.

Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева в своих работах отмечают, что формирующиеся представления о труде взрослых играют большую роль в формировании качеств личности. Среди них внимание, трудолюбие, заботливость и др. Данные авторы раскрывают методику формирования представлений.

Исследования психологов А. А. Люблинской, А. С. Золотняковой показали, что для формирования представления и его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия.

К проблеме формирования представлений о труде взрослых существуют разные подходы. В. И. Логинова, М. В. Крулехт считают, что детей нужно знакомить с трудовым процессом взрослых. Необходимо рассказывать о создании разных продуктов труда, в результате чего у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. С. А. Козлова считает, что необходимо знакомить детей с человеком определенной профессии и его отношением к труду. Формировать представления о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. В. И. Логинова, Р. С. Буре считают, что в формировании представлений нужно разработать последовательность предоставления знаний о труде.

Формирование  представлений о труде взрослых это средство, позволяющее вычленить для детей  из многообразия явлений общественной жизни трудовую деятельность как особый вид человеческой деятельности, направленный на получение общественно полезных результатов, показать конкретные результаты труда – созданные человеком многообразные предметы, раскрыть их значимость для каждого человека и затем для всего народа. Формирование знаний о результативности труда – это первая ступень в познании трудовых процессов детьми. Знания направленности трудового процесса на результат позволяют раскрыть состав (структуру) трудового процесса: цель, выбор материала, инструментов, трудовые действия и, наконец, запланированный результат, а также правила организации трудового процесса. В дошкольном возрасте представления носят в основном непроизвольный характер. Дети дошкольного возраста не ставят перед собой задачу представить что-либо. Образы возникают в их воображении при проявлении активности в каком-либо виде продуктивной деятельности. На протяжении дошкольного детства деятельность детей усложняется также как и требования к ним со стороны педагогов и родителей. При таких условиях ребёнок начинает использовать способы, которые он усваивает с помощью взрослых, именно в этот момент начинают складываться представления, что приводит к появлению активного воображения и памяти. Но не только эти психические процессы зависят от представления.

Ребенок старшего дошкольного возраста обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью. Он накапливает впечатления о труде взрослых, об их поведении и действий, пытается подражать им в играх и быту. Знания о профессиях дети получают от родителей, воспитателей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, сверстников, с помощью средств массовой информации. Усвоение детьми определенных знаний о труде взрослых, разнообразных профессиях стимулирует возникновение у них нового типа поведения.

Дети старшего дошкольного возраста знакомы с различными видами труда (производственная, сельскохозяйственная, в сфере обслуживания и т.д.), многими профессиями. В общем в перечне профессий дошкольники выделяют примерно 90 их наименований, но это не значит, что о каждой профессии они имеют исчерпывающее представление []. В основном дети правильно понимают и общественную значимость результатов труда различных профессий. Сложнее им даются знания, которые нельзя сообщить непосредственно в жизненной ситуации, поэтому городские дети, как правило, мало знают о труде и жизни людей в сельской местности.

Большую роль в формировании правильных представлений о труде играет семья, она больше способствует трудовому воспитанию детей. Дети наблюдают за работой родителей, других родственников, видят, как они интересуются делами друг друга, их взаимопомощи.

Чем старше ребенок, тем больше у него опыт собственной трудовой деятельности и тем больше интересуется трудом взрослых, особенно родителей Основным источником, из которого дети черпают знания о труде родителей, является непосредственное восприятие их труда. Однако детские представления о труде родителей значительно беднее, чем представление о труде людей интересных для них профессий.

Изучая особенности представлений о труде и особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что психические функции приобретают произвольность и формируются важные качества личности. В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленных знаний, опыта детей ставится задача по формированию у детей системных представлений о значимости труда взрослых. Нами было определено что, «представление о труде» – это образ труда и трудовых действий, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или в воображении. К проблеме формирования представлений о труде взрослых существуют разные подходы, включающие в себя создание разных продуктов труда; знакомство с людьми определенных профессий. А также большую роль в формировании представлений о труде играет семья. Усвоение детьми определенных знаний о труде взрослых, разнообразных профессиях стимулирует возникновение у них нового типа поведения.

 

 

1.3. Методы, формы, средства формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

 

В данном параграфе мы рассмотрим методы, формы и средства формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста.

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у детей трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям труда взрослых, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Рассмотрим их более подробно. Первый путь широко практикуется в детском садуэто специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение; они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду [].

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их все же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Все то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражая взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя ее как совместный труд. Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример труда взрослых в природе (работа в огороде, на поле, уход за животными и растениями уголка природы и т. п). Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребенку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы. Воспитатель моет растение, рядом с ней трудятся дети. Они поглощены своей работой и не замечают действий воспитателя. Она начинает приговаривать: «Хорошо вытру листок и сверху, и с другой стороны, и черенок. Весь, весь листок будет чистый… А теперь другой… Ни один не пропустим». Дети прислушиваются, поглядывают на воспитателя и стараются работать тщательнее. Такое проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приема недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите — говорит воспитатель,— как я вымыла растения на нашем подоконнике, их листья распустились, стали ярче ». «Посмотри, как я держу тряпочку. Вот так надо сметать пыль с листьев». Чем старше дети, тем больше их привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В играх дети подражают действиям взрослых. Умело организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. В старшем дошкольном возрасте дети проявляют нарастающий интерес к трудовой деятельности, и она в их жизни занимает все большее место, постепенно отделяется от игры. Благодаря этому существенно возрастает значение примера взрослых. На детей старшего дошкольного возраста он может оказывать более сильное воздействие, чем на детей младшего и среднего дошкольного возраста []. Детей старшего дошкольного возраста можно знакомить со многими видами труда взрослых в природе и привлекать их к посильному участию в этом труде. Коллективные взаимоотношения детей пяти-шести лет крепнут настолько, что становится возможной более разнообразная организация совместной деятельности взрослых и детей. Дети старшего дошкольного возраста деятельны, активны; наблюдая труд взрослых, они всегда стремятся принять в нем участие, пусть самое ограниченное. Поэтому, имея в виду детей старшего дошкольного возраста, нужно говорить не о труде взрослых в присутствии детей, а скорее о совместной деятельности с разной степенью участия в ней детей. Эффективным методом в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность, так как именно она предполагает совместную деятельность воспитателя и детей. Проектная деятельность эффективна в старшем дошкольном возрасте, так как на этом возрастном этапе формируется произвольность высших психических функций, устойчивость внимания, способность начала анализа и синтеза. Этот возраст характеризуется наблюдательностью и стремлению к совместной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Проект является продуктом сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Метод проектов дает возможность развития высших психических функций: анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков. Все перечисленные составляющие необходимы для воспитания успешной личности.

В старших группах не уменьшается, а усиливается организаторская роль воспитателя, так как труд становится более сложным и в нем участвует одновременно значительное количество детей. Но так как дети стали более умелыми, самостоятельными, организованными, это позволяет воспитателю не только направлять их трудовой процесс, но и самому активно в нем участвовать. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, чтение художественной литературы и рассказывание, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио — и телепередач); удельный вес последних может повышаться в работе с детьми старшего дошкольного возраста. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес, и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых. При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему. У детей особенно возрастает интерес к наблюдаемому труду взрослых, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Почувствовав радость трудового усилия, ощутив результаты своих действий, они с особой охотой продолжают потом трудиться при выполнении своих небольших обязанностей в детском саду и семье. Какое-то участие детей в труде можно осуществить в процессе многих экскурсий. Так, наблюдая труд на огороде, во фруктовом саду, принять носильное участие в сборе овощей, фруктов. При этом дети приобретают и некоторые знания. Дети охотно выполняют этот посильный и интересный для них труд. Каждый ребенок стремится выполнить работу лучше и сделать больше. После наблюдений и участия в труде у детей изменяется отношение к работе взрослых. Действенным средством получения и закрепления знаний о труде взрослых являются игры. В дошкольной образовательной организации дети могут играть, например, в ролевую игру «Ветеринарная клиника», выполняя роли врачей, которые ухаживают и помогают больным животным. В современной методической литературе представлено немало дидактических игр, направленных на ознакомление детей с трудом взрослых в природе.

Рассмотрим формы и методы, используемые для формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Итак, основными формами взрослых являются: игра-занятие, занятие-беседа, занятие-эксперимент, экскурсии, дидактические игры, игры-путешествия, выставки поделок дошкольников и родителей. Основными методами формирования у детей дошкольного возраста представлений о социальной значимости труда взрослых мы определили: наглядные (демонстрация картин, иллюстраций); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры, педагогические ситуации). Средствами формирования представлений о труде взрослых выступают: личность взрослого, художественная литература, личностно-развивающие задания, труд дошкольника []. В нашем исследовании основным методом формирования представлений о труде взрослых у детей старшего возраста является проектная деятельность. Именно эта деятельность является одной из ведущих в дошкольном образовании. Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально – значимый результат.

Итак, в данном параграфе нами были рассмотрены методы, формы и средства формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие наблюдательности, высшие психические функции приобретают произвольность. Дети старшего дошкольного возраста овладевают методами анализа, синтеза, обобщения. На этом возрастном этапе большую роль имеет совместная деятельность взрослых и детей. Мы определили методы, средства и формы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективным методом в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста мы определили проектную деятельность, так как именно она предполагает совместную деятельность воспитателя и детей.

 

 

 

Выводы по первой главе

 

В первой главе нашего исследования нами были проанализированы теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

В первом параграфе теоретической части мы рассмотрели понятие «представление», а также изучили особенности представлений в психолого-педагогической литературе. Мы выяснили, что данное определение является достаточно широким, так как выдающиеся психологи и педагоги рассматривают его в разных проявлениях. При анализе литературы мы выяснили, что представления являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Г. А. Урунтаева указывает на то, что мышление детей дошкольного возраста опирается на представления. Мышления становится внеситуативным в результате оперирования образами и представлениями, вследствие чего расширяются границы познания.

В дошкольном возрасте представления еще носят в основном непроизвольный, пассивный характер. На протяжении всего дошкольного детства представления развиваются, претерпевают изменения. В дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающей действительности, это служит успешным условием для дальнейшего интеллектуально-познавательного развития ребенка. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что представление – это образ предмета или явления, воспроизведенный в сознании благодаря испытываемым ощущениям на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению [].

Во втором параграфе теоретической части нами были рассмотрены особенности представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Мы определили, что в дошкольном возрасте закладываются основные представления об окружающем мире, труде взрослых. Именно представления обеспечивают успешное развитие ребёнка и подготовку его к самостоятельной жизни, а так формируют качества личности. Изучая особенности представлений о труде и особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что психические функции приобретают произвольность. В старшем дошкольном возрасте, на основе накопленных знаний, опыта детей ставится задача по формированию у детей системных представлений о значимости труда взрослых. Нами было определено что, «представление о труде» – это образ труда и трудовых действий, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или в воображении. К проблеме формирования представлений о труде взрослых существуют разные подходы, включающие в себя создание разных продуктов труда; знакомство с людьми определенных профессий. А также большую роль в формировании представлений о труде играет семья. Усвоение детьми определенных знаний о труде взрослых, разнообразных профессиях стимулирует возникновение у них нового типа поведения.

В третьем параграфе нами были рассмотрены методы, формы и средства формирования представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. Мы выяснили, что в старшем дошкольном возрасте происходит развитие наблюдательности, высшие психические функции приобретают произвольность. Дети старшего дошкольного возраста овладевают методами анализа, синтеза, обобщения. На этом возрастном этапе большую роль имеет совместная деятельность взрослых и детей. Наиболее эффективным методом в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста мы определили проектную деятельность, так как именно она предполагает совместную деятельность воспитателя и детей.

 

Глава 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ сТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО вОЗРАСТА

 

2.1. Характеристика проектной деятельности в современной ДОО

 

Прежде чем формировать представления о труде у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности необходимо рассмотреть характеристику проектной деятельности. Анализ педагогической практики показывает, что проектная деятельность занимает достойное место в системе дошкольного образования. Интерес к данной деятельности основывается на решении тех задач, которые стоят перед дошкольным образованием «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» (статья 64). []

Педагоги ДОО должны не только уделять внимание формированию качеств личности дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. В первой главе нашего исследования мы определили, что наиболее эффективным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых является проектная деятельность. Процесс создания проекта называется проектированием.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни [].

Проектная деятельность является одной из ведущей деятельности в дошкольном образовании, о чем указано в ФГОС ДО «3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

1) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)» [].

Идеи проектного метода в России появились одновременно с разработкой американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.

Было выявлено, что понятие «проект» – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей [].

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. []

Проект – это форма организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для детей оформленной в виде некоего конечного продукта.

Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально – значимый результат [].

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Таким образом, под проектом в дошкольной образовательной организации мы будем понимать «самостоятельную и коллективную творческую завершённую работу, имеющую социально значимый результат» [И.В. Штанько]. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Существуют разные классификации проектов. Рассмотрим типы проектов, применяемые в современной дошкольной образовательной организации:

Е.С. Евдокимова предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.

3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Рассмотрим классификацию проектов в дошкольной образовательной организации по Е.С. Евдокимовой.

Творческие: после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Исследовательские: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Игровые: это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.) [].

Исследовательские проекты, по мнению Е. Полат, требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство школ, детских садов.

При рассмотрении видов проектов в ДОО, возникает потребность в выделении этапов в развитии проектной деятельности. Итак, рассмотрим более подробно этапы развития.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. []

Так как объектами нашего исследования являются дети старшего дошкольного возраста, то для них наиболее предпочтительны будут проекты по третьему этапу, потому что реализуется совместная деятельность между воспитанниками и воспитателями, при совместной деятельности дети могут проявить свою самостоятельность и инициативность, чего мы и хотим достичь при нашем исследовании.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Исходя из педагогического опыта, можно привести план тематического проекта, которым пользуют большинство педагогов ДОО. Ниже представлена схема такого плана.

Первый этап – «выбор темы».

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. []

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках занятий. Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Основной целью проектов является развитие свободной, творческой личности ребенка.

Целесообразность использования проектов в ДОО обосновывается следующим: проект является одним из методов развивающего обучения, самообразования; одной из форм организации воспитательно – образовательной работы; способствует выработке исследовательских умений, развитию креативности и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий в ДОО, профессиональных сообществ, повышает качество образовательного процесса. 

Дети, принимающие участие в проектной деятельности проявляют творческую активность в познании окружающего мира; самостоятельны и гибки в принятии решений; при решении педагогических задач, сознательно принимают сенсорные ощущения; осознают себя субъектом, понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать); способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместной деятельности; воспринимают мир природы не только с элитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность. 

Метод проектов актуален и очень эффективен. Даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, формировать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптироваться к изменениям в будущей школьной жизни. 

 

2.2. Комплекс проектов по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста

 

В первом параграфе второй главе нашего исследования мы выяснили, что проектирование является одной из ведущей деятельности в дошкольном образовании. Так как проектная деятельность является актуальным и эффективным средством в формировании представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста, нами был разработан комплекс проектов.

Выводы по второй главе

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРУДЕ ВЗРОСЛЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Организация констатирующего этапа исследования

В. И. Логинова, П. Г. Саморукова выделили ряд критериев и показателей сформированности у старших дошкольников представлений о профессиях у детей дошкольного возраста:

1. Полнота (или объем знаний) – многообразие профессий и их сторон;

2. Существенность знаний – выделение существенного в профессиях;

3. Общность знаний – выявление общественной значимости каждой профессии, объективных связей между профессиями (отражается в обобщенных представлениях, элементарных знаниях);

4. Системность знаний – познание обобщенной структуры трудового процесса; ее целостное рассмотрение, воспроизводящее содержание и структуру любого трудового процесса.

 

Критерии и показатели сформированности представлений о труде взрослых у старших дошкольников

Критерии

Показатели

Полнота (или объем) соответствия программе

Характеризует определенный объем знаний, т.е. меру соответствия знаний некоторому эталону, образцу

Отсутствуют;

Разрозненные, неполные;

Соответствуют эталону.

Обобщенность

Владеет определенными понятиями, которые характеризуют профессии

Отсутствуют;

Владеет некоторыми понятиями, но не всегда способен к обобщению;

Владеет, способен к обобщению.

Доказательность

Степень осмысленности и понимания усвоения знаний, умений доказывать, аргументировать свои ответы, умений приводить примеры из своего опыта

Отсутствуют аргументы;

Иногда прибегает к оперированию причинно-следственными связями;

Владеет причинно-следственными связями.

Гибкость

Умение оперировать знаниями в новых условиях, находить новые способы решения в практических жизненно значимых ситуациях

Отсутствуют;

Частично решает ситуации, трудности а на хождении новых решений;

Свободно решает ситуации, находит новые способы решения.

 

 

Критериями являлись:

1. Характер представлений о труде взрослых.

2. Отношение детей к труду взрослых.

Показателями характера представлений о труде взрослых являлись: полнота, содержательность представлений об орудиях труда, внешнего вида, трудовых действий, результата труда.

Показателями отношения к труду взрослых являлись адекватность и выразительность экспрессивных действий: мимических, жестовых, пантомимических, речевых.

Для изучения уровня информированности детей о труде взрослых были проведены беседы в свободное от занятий время. Индивидуально каждому ребенку предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Для чего люди ходят на работу?

2. Что такое профессия?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии тебе нравятся больше всего?

5. Кем работают твои мама и папа?

 

Три уровня развития представлений о труде взрослых и процессе его организации:

1 уровень – высокий: дети имеют полные знания о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. В беседах с воспитателем проявляют самобытный рисунок эмоциональной экспрессии, положительные эмоции прослеживаются в мимике, жестах, речевой интонации.

2 уровень – средний: дети не имеют полных знаний о труде взрослых. Не всегда характеризуют труд взрослых, опускают действия при изложении последовательности организации труда. Не проявляют ярких эмоций в процессе проведения беседы, эмоциональная экспрессия прослеживается в основном в жестах.

3 уровень – низкий: дети не знают профессий взрослых, не владеют знаниями о процессе организации труда взрослых, не проявляют положительных эмоций, индифферентны в процессе общения с педагогом. На основе полученных данных можно отметить, что большинство детей не имеют полного представления о труде взрослых (цель и содержание труда, процесс его организации).